Вторая часть статьи о Бахе от Мити Просина.
Моя любимая - про аутентизм.
___
Бах и аутентизм
Безусловно, «подлинность» в отношении старинной музыки физически невозможна. У нас нет звукозаписей, и достоверных сведений о том, как эти ноты звучали тогда, у нас тоже нет. В этом смысле и «аутентизм» есть не столько подлинное звучание, сколько попытка приблизиться к нему. Но всё-таки это попытка, и основана она на подлинных данных того времени, с использованием оригинальных инструментов. На мой взгляд, это гораздо интереснее, чем осовремененный, романтический Бах на рояле, с динамическими оттенками и педалью. Что бы ни говорили апологеты эмоциональных бурь и романтических излияний, Бах был человеком своего времени и сочинял для тех инструментов, что были тогда. Его интерес к новациям в этой сфере совершенно не означает фанатичной приверженности всем возникавшим изобретениям. Сама структура барочной музыки, сама её суть и символика предполагают иной звук и иные тембры.
🌀Попытки модернизировать инструментарий Баха, играть его клавесинные пьесы на рояле, а гамбовые сонаты на виолончели связаны с тем же романтизмом, в равной степени охватившим в своё время и Запад, и СССР. И тут, и там считалось, что клавесин и гамба «эмоционально менее выразительны», чем рояль и виолончель. В своём запале музыковеды и критики упустили тот факт, что сама эмоциональность барокко, сами принципы выражения и аффектации были совершенно иные. И то, что наилучшим образом выражено подходящими средствами, наивно и бессмысленно «перевыражать» чем-то другим. Особенно если критерием эмоциональности служит физическая сила звука, т.е. громкость. Здесь это «не катит».
🌀Подобные глупые противопоставления встречались мне и в рассуждениях историков. Например, «Пётр Первый отменил ферязь и ввёл камзол, потому что у ферязи длинные рукава и в них неудобно работать». Никто не взял в толк, что ферязь, и те, кто её носили (бояре) – не предполагали, собственно, никакой физической работы. И даже надев камзолы (которые тоже, по ходу, создавались не для трудовых будней), бояре отнюдь не побежали «работать» – плотничать, столярничать или возводить дома. Всегда важно учитывать некую специфику времени.
🌀Конечно, есть универсальные критерии: скажем, притеснение личности, любые формы насилия оправдать нельзя никакими «другими временами». Страдания всегда одни и те же, здесь ничего нельзя списать на «время» или «нравы». В остальном же, всё-таки, следует учитывать реалии соответствующих эпох.
🌀Дело в том, что в восприятии старинной музыки через современный инструментарий и романтический оперный вокал с жутким вибрато между звучанием и слушателем вставала как бы невидимая стена интерпретаций. Эта музыка становилась вязкой, тяжеловесной, перегруженной и какой-то излишней. Во всём ощущалась грандиозность или изобретательность, но шли эти вещи рука об руку с грохотом и скукой. Оставалось лишь догадываться, как эти вещи могли звучать в то время, когда создавались?
🌀Спасение пришло с приходом аутентизма. Поначалу это движение воспринималось как совершенно радикальный, контркультурный акт. И даже само название HIP – Historically-Informed Performance (исторически информированное исполнительство) напоминал слово «хиппи». Если говорить о подлинном ренессансе Баха (не мендельсоновском, а том, что произошёл в середине XX века), то он, конечно, связан с именами Густава Леонхардта и Николауса Арнонкура. Именно эти ребята упрямо играли на клавесине и гамбе, когда советские энциклопедии писали, что инструменты эти «вышли из употребления». Именно они первыми записали все кантаты и оратории Баха в подлинном, аутентичном звучании. О воссоздании «тех» инструментов много рассказывает сам Арнонкур в своей книге: истории почти детективные. Именно благодаря этим усилиям снова зазвучал уникальный «гобой да качча», или специфический, редкий гобой под названием taille. Были воскрешены натуральные трубы и валторны, а все «клавирные» пьесы Баха Леонхардт играл только на клавесине.
🌀На самом деле, Леонхардт и Арнонкур не были самыми первыми аутентистами. Внимательное изучение темы покажет нам, что уже в конце XIX века в Англии вовсю экспериментировал со старинной музыкой Арнольд Долмеч, очень любивший гамбы, клавикорды и блокфлейты. В те же примерно времена во Франции концерты старинной музыки устраивал внезапно Сен-Санс. Ещё в 1933 году замечательный Пауль Захер основал Schola Cantorum Basiliensis в Базеле, которая вообще специализировалась на музыке давних эпох. То есть, эта сфера творчества привлекала музыкантов давно. Просто именно в 1950-1960-х произошёл мощный всплеск этой «доисторической» музыки. Она не просто захватила многих своим особым звуком, но и пришлась, благодаря необычности форм, очень кстати в эпоху технологических революций и постмодерна. Именно стиль барокко и стили более ранних эпох потеснили порядком истрепавшийся и заигранный романтизм. Именно «старинные» стили так легко вошли в ритм новой жизни, и оказались странно близки року, фолку и джазу.
➡Продолжение следует...